Раскопки древнего Храма подходят к концу, но это ещё не конец…

Вчера снова побывал на раскопках древнего Храма и пообщался с одним из археологов. Мне рассказали, что этот Храм нашла военно-патриотическая поисковая организация, которая искала блиндажи времён Второй Мировой войны, но наткнувшись на Храм, оставила его, решив, что это очередной винный погреб.
Спустя несколько лет у Храма снова появилась надежда стать достопримечательностью Судака.

Храм Килиса-Кая, древний храм в Судаке

Археологи проверили «винный погреб», но нашли там колонны и поняли, что это Храм. И где-то тут начались их приключения: все захлопали в ладоши, но уже на первые просьбы открыть лист на разрешение раскопок с них спросили за оплату за открытие, потом на проведение археологических работ. Нашлись, конечно, люди, которые помогают, каждый по чуть-чуть, но настоящего «хозяина» до сих пор нет. Поблагодарили главу Администрации он помог разровнять площадку, дав бульдозер, ТОК «Судак», что летом подкармливали, некоторых предпринимателей, которые дали генератор с отбойным молотком, цемент, лопаты, тележки и т.д. Но основная нагрузка легла на их плечи, даже ракушняк сейчас взяли в кредит, чтоб соорудить домик для сторожа, которого, кстати, оплачивают из своего кармана. Ищут где найти клеёнку, чтоб на зиму упаковать стены, которые хотелось бы сохранить. Но от трудностей, мы перешли к плодам их труда.

средневековый Храм в Судаке

Это не просто средневековый Храм – это Храм на территории монастырского комплекса, который старше Генуэзской крепости. Предположительная дата возникновения 1000-1100 год нашей эры. Если, конечно, подтвердится раскопками, что крепость возникла в 212 году, как заявляли политики, то Храм отдаст своё лидерство, но пока археологического подтверждения нет. А Храм этот был значимым, т.к. в нём есть место для служения Епископа, что просто обязывает сделать из него достопримечательности города, Крыма и России.
У него было две арки, сверху была ещё колокольня, в стенах виднеются отверстия, но они просто использовались для строительства и просушки стен. Цемента тогда ещё не было, поэтому делали эти вентиляционные моменты, чтобы стенка быстрее сохла и была крепче.

Нарисовал на полу примерную схему, как он выглядел, отталкиваясь от положения колон. На этих колонах были арки, их было четыре, на них возвышался купол — это был крестово-купольный свод. На место где находился алтарь, специально положили лестницу, чтоб люди меньше топтались по этому святому месту.

Обнаружили, какой-то технический вход, и так как над ним есть место под икону поняли, что это вход для монахов. Пригласили специализированную фирму из Симферополя и те оборудованием просветили гору. Действительно помещение 6 метров в ширину и на 4 метра хвалило мощности оборудования в длину, с куполообразным потолком. Скорее всего кельи монахов, но предполагают, что мог быть ещё зимний алтарь.

Мы бы уже копали туда, но нам надо строить домик сторожу, ведь он уже замерзает, а был один депутат, который обещал дать какой-нибудь старый ларёк, но «кормит завтраками» уже более недели, — рассказали на раскопках.

На вопрос, не появляется ли желания бросить, платя из своего кармана за раскопки, мне ответили, что «не хочется бросать начатое, мы точно знаем, если мы откажемся, точно никто не придет». А если не сохранить его хотя бы 1 зиму, останется лишь фундамент.

В центре Храма садился епископ вовремя службы. В помещении было три маленьких окна, что в итоге давало идеальное световое состояние для молитвы и общение со святыми.
В Храме сохранилась роспись на фресках. Такие удивительными фрески были буквально по всему Храму, от пола до потолка. Со входа в храм, людей приветствовали нарисованные истории: о рождении Христа, его детстве, отрочестве, его казни, распятии и воскресении. Здесь была отражена и жизнь апостолов. Эти оставшиеся рисунки, надо обрабатывать, восстанавливать с помощь специалистов и специальных технологий.

Но у Храма была и другая история. С приходом на полуостров татаро-монголов или так называемой Золотой Орды, Храм стал использоваться в качестве складского помещения, проще говоря, сарая. Здесь находились овцы, бараны. Это было обнаружено по слоям пепла. Несмотря на сохранившийся красивый пол, ровные слои пепла говорят, что год за годом, когда сжигалась солома вместе с остатками жизни домашнего скота для дезинфекции. И так столетие за столетием.
Здесь были колоны. Храм был дорогим, расписанным и очень красивым. Убранство на те времена было довольно богатым. Общая высота стен была 6 метров. По центру размер храма был в высоту 10 метров, если считать купол.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.